Одной из причин депрессии являются изменения со стороны гормональной системы. Гормоны регулируют физиологические функции организма и реакции на стресс. Что является первичным в развитии депрессии остается неясным. Причинами депрессии могут быть колебания настроения, общий гормональный фон, изменения со стороны желез внутренней секреции. При депрессии есть дефекты в двух эндокринных системах: гипоталамус — гипофиз — щитовидная железа, гипоталамус — гипофиз — надпочечники. Возможно, что при депрессии нарушен механизм обратной связи эндокринной системы. При сильной депрессии гипоталамус постоянно стимулирует гипофиз, независимо от содержания уровня гормонов в крови.
Эндокринные нарушения приводят к выпадению волос, ослаблению упругости кожи, раннему появлению седины, гипергликемии.
При депрессии гипоталамус активно секретирует вещества, стимулирующие выработку гормонов коркового вещества надпочечников. А в надпочечниках повышается чувствительность клеток к АКТГ.
При депрессии нарушена секреция гормона роста человека, вырабатываемого гипофизом во время сна. Это проявляется бессонницей. Выработка мелатонина, гормона шишковидной железы объясняет сезонность обострений депрессии. Нарушения циркадного ритма выделения мелатонина наблюдается у больных с депрессией. Депрессия характеризуется отсутствием изменения содержания в крови АКТГ в ответ на введение кортиколиберина, но параллельно увеличивается содержание его в спинномозговой жидкости. Различные исследователи доказали, что при депрессии увеличивается количество вазопрессиновых и кортиколибериновых нейронов в паравентрикулярных ядрах гипоталамуса.
Гипотиреоз очень часто является причиной депрессии. А головной мозг очень чувствителен к недостатку гормонов щитовидной железы. Гипотериоз можно выявить по уровню ТТГ гипофиза, в норме стимулирующего продукцию гормонов щитовидной железы.
При гипотериозе в центральной нервной системе уменьшено количество некоторых биологически активных веществ. Лечение тироксином и антидепрессантами приводит к уменьшению выраженности синдромов депрессии.
У пациентов с депрессией повышается содержание кортизола в крови и увеличивается общая масса надпочечников. Также нарушен суточный ритм секреции кортизола. Методом диагностики депрессии является дексаметазоновый тест, при котором у больных не происходит уменьшение секреции АКТГ и кортизола. Тест не всегда оказывается положительным при депрессии, однако после выхода из депрессии, происходит нормализация содержания кортизола. Поэтому необходимо проводить повторный тест у пациентов.
Депрессия наблюдается при болезни Аддисона и Иценко-Кушинга.
Также при депрессии уменьшаются функциональные возможности глюкокортикоидных окончаний нервных клеток и рецепторов глюкокортикоидов. По мнению Кочетков Я.А., организм человека при депрессии не способен завершить реакцию стресса из-за нарушения баланса чувствительных окончаний нервных клеток. Низкий уровень дегидроэпиандростерона и высокий уровень кортизола – это неблагоприятные признаки течения депрессии.
При депрессии половые гормоны меняют ритм секреции половых гормонов, в результате этого, нарушается менструальный цикл, присутствуют колебания температуры и артериального давления. Снижение количества эстрогенов приводит к повышению сенситивности постсимпатических рецепторов головного мозга, что является причиной депрессии.